Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

продолжение, начало статьи здесь

Правило треугольника.

композиция  Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

Композиция, «вписанная» в уравновешенный треугольник, когда все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра кадра, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, не должно быть явного стремления к «опрокидыванию» треугольника в ту или другую сторону.


Правило линий (горизонтальных, вертикальных, диагональных)

композиция  Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

Очень мощным средством построения композиции в фотографии являются линии. С их помощью можно усилить акцент на смысловом центре, создать глубину, «разбивая» кадр на области – передний, средний и дальний планы. От фокусного расстояния зависит характер линий – широкоугольный объектив отлично справляется с горизонтальными линиями и диагоналями, телеобъектив же предпочтительней использовать при наличии вертикальных линий.

композиция  Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

Специфика диагональных линий – они хорошо заполняют площадь кадра, «ведут» взгляд зрителя к смысловому центру. Максимальная отдача у двух диагональных линий, которые сходятся у горизонтальной линии. Поэтому нам так нравятся фотографии с дорогой, убегающей вдаль, к линии горизонта. Также стоит отметить магию воображаемой линии, например, линия взгляда.

Золотое сечение.
Это принцип деления непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Запутано и сложно? Еще бы, ведь в какой-то степени, золотое сечение можно считать первоосновой, неким «столпом» правил композиции, так как существует множество вариаций на тему «золотого сечения». И почти все приемы, описанные выше, можно отнести к его производным.

композиция  Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

Впервые принцип «золотого сечения» был использован Леонардо да Винчи в его картинах. Затем многие художники использовали пропорции «золотого сечения», начиная с эпохи Возрождения. Используется это правило и сейчас.
Примером использования правила «золотого сечения» в фотографии может быть расположение основных компонентов кадра в особых точках — «смысловых центрах». Считается, что объекты, расположенные по правилу «золотого сечения», воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные. Базовый и наиболее часто используемый принцип – четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости и есть смысловые центры.

Итак, можно сделать вывод, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими фотограф по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Поэтому крайне важно практиковаться, развивать эти чувства и умения.
Следует также отметить, что при достаточном уровне подготовки правила композиции могут умышленно нарушаться, для усиления эмоционального воздействия.

Автор текста: Юрий Кривенко

Posted in Советы и уроки по фотографии and tagged with . RSS 2.0 feed.

4 Responses to Советы начинающему фотографу. Часть четвертая: правила композиции

  1. Borodox says:

    В композиции нет правил.

    • Юрий Кривенко says:

      Дмитрий, в композиции издавна существуют общепринятые правила. Никто не заставляет вас эти правила соблюдать, тем более, если вы – гениальны!

  2. Алексей says:

    Уважаемый Юрий!Огромное Спасибо за Ваши уроки.Давно искал информацию по грамотному построению композиции,перспективе,правилах золотого сечения!Ещё интересно по обрезанию кадра (портрета),было бы здорово!Ещё раз – СПАСИБО!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>