10 схем света для съемки портрета в студии

Приветствую тебя, дорогой читатель! Сегодня я расскажу тебе о том, о чем ты давно мечтал узнать, но видимо, боялся спросить :)
Это пост о том, как сделать качественный, интересный студийный портрет, имея в распоряжении всего два источника света, белые зонты на просвет, портретную тарелку, белый и черный бумажные фоны, портретный отражатель.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии

Предвидя твою эйфорию, спешу предупредить – здесь нет описания некоего “универсально-волшебного” способа постановки студийного света, который сразу позволит тебе делать фотографии на уровне “великих отцов” вроде Хельмута Ньютона или Ля Шапелля.
Зато этот материал существенно расширит область применения порядком поднадоевших тебе студийных вспышек и будет хорошим стимулом к самосовершенствованию.

Почему всего два источника? Во-первых, количество не всегда равняется качеству, хоть я и люблю говорить во время съемки в студии фразу: “света много не бывает”. Во-вторых, научившись виртуозно обращаться с двумя источниками, вы с легкостью сможете перейти к съемке с тремя и более источниками света. В третьих, два источника света в студии – базовый минимум, он же зачастую и максимум. Смею предположить, что наш читатель наверняка уже оборудовал свою маленькую уютную фотостудию дома, либо задумывается над этим. Так вот, для домашней студии с небольшой площадью и, возможно, ограниченным бюджетом, вполне достаточно двух источников света.

Все эти схемы я использую в студийной работе, и они неоднократно были разобраны на составляющие на индивидуальных занятиях с моими учениками.

Схема первая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Используя один источник света (моноблок + рефлектор “тарелка”) и белый бумажный фон, мы создали жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель стоит вплотную к фону, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота расположения моноблока может варьироваться в зависимости от поставленной задачи – чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Схема вторая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Используя один источник света (моноблок + белый зонт “на просвет”) и черный бумажный фон, мы сделали портрет, где лицо модели освещено только с одной стороны. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель располагается на некотором удалении от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

Схема третья.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Используя два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон, мы располагаем их по диагонали относительно модели. Основной источник света расположен слева (см. схему) и работает как “рисующий”, создавая мягкий свето-теневой рисунок. Дополнительный источник расположен справа за моделью (см. схему) и направлен на фон позади модели. Таким образом, дополнительный источник света работает одновременно как заполняющий”, устраняя провалы в тенях справа от модели, и как “контровой”, добавляя портрету “объем”. Обратите внимание, что в данном случае модель располагается не параллельно относительно фона, а в “три четверти”. Высота расположения основоного источника света может варьироваться, обычно на уровне лица либо чуть выше. Дополнительный источник света можно расположить чуть ниже, на уровне плеч модели, чтобы более равномерно распределить свет на белом фоне. Этот снимок был сделан сквозь мокрое стекло.

Схема четвертая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение сцены, создавая очень мягкий свето-теневой рисунок. Глубокие тени на лице модели с такой схемой отсутствуют. Высота расположения источников света может варьироваться. Обычно они располагаются на уровне глаз модели, либо чуть выше. При такой схеме белый фон за счет “недосвеченности” приобретает оттенок серого. Можно использовать этот эффект, либо скадрировать портрет так, чтобы фона не было видно.
Кстати, при съемке портретов в стиле “beauty” мы часто используем портретный отражатель. И этот снимок наглядно демонстрирует преимущество использования этого фото-аксессуара. При съемке в студии он очень полезен – с его помощью можно более равномерно распределить свет по лицу, сделать переходы в тенях на шее и нижней части лица модели максимально мягкими. Здесь был использован маленький отражатель (на схеме не указан), диаметр-32 дюйма, рабочая поверхность – “серебро”, расположение – по центру, на уровне груди модели.

Схема пятая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это наш “рисующий” свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник (см. фото). Эту схему часто так и называют – “треугольник”. Второй источник света расположен в данном случае справа, он создает “контровой” свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая “засветка” фона изменяет чисто черный цвет на градации темно-серого. В данном случае это скорее преимущество, ведь серый – более легкий, нейтральный.

Схема шестая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема седьмая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт “на просвет”) и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели (см. схему). Главный источник установлен почти фронтально относительно модели, это наш “заполняющий” свет, он образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает “контровой” свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, благодаря ему появляется объем. В качестве рассеивателя применяется “чашка”, идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций. Заметьте, что “контровой” источник был установлен еще для одной цели – эффектного “прорисовывания” мелких водяных брызг.

Схема восьмая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и “заполняющего”, рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, в данном случае мы использовали розовый, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.

Схема девятая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Используя два источника света (моноблок + рефлектор “тарелка” и моноблок + стандартная чашка) и белый бумажный фон, мы располагаем их так, как указано на схеме. “Тарелку” ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем т.н. “бабочку” – для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название “голливудский портрет” – многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа, здесь размеры тени минимальны, классическая схема предполагает чуть более длинную тень. Модель на фото стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более “плотным”. Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета.
В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки. Дополнительный источник света был расположен сразу за моделью, на уровне плеч, создавая “контровое” освещение. Так мы получили “прорисовывание” фактуры волос и добавили объема снимку.

Схема десятая.
Фотошкола советы портрет обучение  10 схем света для съемки портрета в студии
Эта схема – скорее бонус, так как она очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый бумажный фон (см. схему). Однако, существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света – этот портрет был снят исключительно с пилотным светом. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.

Количество световых схем, которые используются при съемке портрета в студии, не ограничиваются десятью вариантами и уж конечно не стоит упираться в два источника света. Эти схемы я демонстрирую в качестве наглядных примеров, чтобы показать:
1. Все гениальное – просто.
2. Этот материал значительно облегчит жизнь тем из вас, кто только собирается сделать первый шаг к съемке в студии.
3. Эти десять схем – лишь вершина айсберга :) Мне есть что сказать, показать, и чему научить.
_________________________________________________________________________________________________________________________

Я преподаю фотомастерство – индивидуально и в небольших группах.
Можно выбрать курс по интересующему вас направлению или составить индивидуальный план занятий.
Собственная методическая база учебных материалов.

По вопросам проведения занятий в Киеве обращайтесь по телефону: 097 769 73 93

Если вы находитесь не в Киеве – для вас могу предложить онлайн-занятия.

P.S.: Хочу поблагодарить свою жену Марию за помощь при подготовке этой статьи к публикации (подбор фото и составление иллюстраций к световым схемам).

Posted in Советы и уроки по фотографии and tagged with , , , . RSS 2.0 feed.

78 Responses to 10 схем света для съемки портрета в студии

  1. Очень полезная информация, с подробным описанием. Спасибо, буду читать и пробовать!
    з.ы. на фотограферсе ID 3847

  2. Анна says:

    Примеры хорошие (не как советских книгах, переведенных с других языков, но законы одни и те же по сути).
    Мне бы очень было интересно узнать как обходиться подручными средствами, особенно когда приезжаешь в гости “поснимать” домочадцев. Был такой опыт, сказывается смешивание освещения и его недостаток…

    • При съемке со смешанными по температуре источниками света можно использовать гелевые накладки на вспышку. Как вариант – перевод фото в ч/б :)
      Или “выгулять” своих домочадцев по парку, там эта проблема будет решена автоматически!

  3. Trelis says:

    Замечательная статья. Спасибо огромное. особенно когда делать собираешься домашнюю фотостудию.

  4. Nema says:

    На четвертой схеме три источника
    ну или два + сильвер с низу :-)

    • Спасибо за внимательность! Дополним статью.
      Кстати, готовится материал о том, как правильно выбрать отражатель.

  5. Nudebody says:

    Спасибо очень полезная статья как раз то что нам нужно было ))) в выходные будем пробовать )

  6. Спасибо за десятую схему. А я тупил, как же использовать малую ГРИП с моими пыхами :) Даже на минимуме пересвет получался. Хотел уже серый фильтр 4ND покупать. А оказалось так просто…

    • всегда пожалуйста )
      у нас есть раздел “разбор полетов”, если нужна конструктивная критика

      • Пока не могу использовать данную технику – стены в помещении студии светло-желтые, а пол – кафель отражающий, поэтому засветка со всех сторон на длинной выдержке. Вот приведу в порядок помещение и выставлюсь на “разбор полетов”.

  7. Мне очень понравились схемы с контровым светом. Стыдно признаться, у меня уже почти год студийный свет дома, но такую схему не пробовал. Спасибо вам, т.к. натолкнули меня на много новых идей :)
    Будут ли статьи про схемы с 3-4 источниками света?

  8. Евгений says:

    Юрий, большое человеческое спасибо! Мало кто вот так может не полениться выложить целую статью с рисунками, простую, понятную, лаконичную.
    Но вы не написали про оборудование. Вдруг подскажете что-нибудь недорогое, но приемлемое для квартиры 40 кв. м? :) если вам не трудно, буду весьма признателен. Я новичок, хочу это попробовать, но не знаю, что лучше купить.

    • Спасибо за ваш отзыв, Евгений.
      Статья о десяти световых схемах уже предполагает наличие двух источников света.
      По поводу оборудования для домашней студии могу посоветовать производителя “Falcon”, моноблоков мощностью около 250-300 Дж. будет более чем достаточно для вашей квартиры.
      Иногда фотолюбители используют несколько мобильных (накамерных) вспышек, также можно использовать источники с постоянным светом.
      Возможно, я напишу об этом подробнее :)

  9. Анастасия says:

    Юрий, спасибо вам ОГРОМНОЕ!
    Я долго искала подобную статью, но уже разочаровалась. И вот чисто случайно наткнулась на вашу.
    Все так просто понятно написано.
    Еще раз спасибо.

  10. Денис says:

    красота спасет этот мир, а красивая фотография это частица красивого мира..Очень красивые фотографии..Спасибо за схемы…И скажите в схеме 4 какие лампы использовали???и сколько вспышек???

    • admin says:

      В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки Falcon DE 600B) + “портретный” отражатель (диаметр-32 дюйма), рабочая поверхность – “серебро”.

  11. kontur-vid says:

    Спасибо. Очень полезная информация. Кое-что из этого знаю, но остальное просто находка для меня. Многое пытался сделать не зная как, теперь знаю.

  12. Марина says:

    Действительно, очень замечательная статья! Спасибо огромное! И скажите, пожалуйста, какая постановка света нужна, чтобы снять портрет в стиле журнала Эсквайер? как показано в схеме №6? или другая?

    • admin says:

      на индивидуальных занятиях я об этом подробно рассказываю. И о схеме света, и о технике, и методах пост-обработки. Приглашаю :)

  13. SCORPS says:

    ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ…Я ИХ БУДУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ВИДЕОСЪЕМКИ..ТАК КАК Я ОПЕРАТОР)) УДАЧКИ ВАМ)

  14. Вячеслав says:

    Вы проводите мастер классы, отпишитесь можно вличку. Спасибо

  15. Никита says:

    Большое спасибо, автор.

    Очень полезные советы.

    Сегодня предстоит первая съемка в студии…

  16. мэри says:

    спасибо

  17. Мария says:

    Спасибо вам огромное за статью! первый раз иду снимать в студию, думаю, мне это очень поможет не растерятся при постановке света!) схемы очень понятные и есть примеры фотографий! просто супер!) ещё раз спасибо)

  18. Владимир says:

    Спасибо за советы, но вот не скромный вопрос – у Вас ни слова об использовании флешметра.
    Может расскажите как им пользоваться и какой выбрать начинающему, посылаю Вам адрес снимка сделанного при помощи 2-х моноблоков Codoxs-300
    http://fotki.yandex.ru/users/barminvladimir/view/308547/?page=0

    • admin says:

      Владимир, если честно, флешметром я не пользуюсь, так как не привык к нему, а теперь считаю как-то поздно начинать учиться :) Обхожусь совершенно спокойно без него, чего и вам советую. Лучше больше времени уделить работе над формой и содержанием.

  19. Супер! Нужно будет попробовать все схемы.
    Отлично все изложено.

  20. Татьяна says:

    Спасибо большое, завтра иду в студию буду все схемы изучать практически!!!

  21. Виолетта says:

    Спасибо огромное! Давно искала такую подробную простую и понятную информацию! Очень помогли!

  22. Andrey says:

    учиться и еще раз учиться.. в очередной раз убеждаюсь что свет сила.

  23. Ольга says:

    Огромное Вам спасибо за статью.Студия готова, сейчас буду внедрять ваши уроки.Расскажите пожалуйста, как я могу получить от Вас индивидуальные занятия?

  24. Ольга ( начинающий фотограф) says:

    Спасибо огромное, все доступно и понятно!!! Открываю свою фотостудию и информация очень помогла!

  25. Женя says:

    идеально структурирована и изложена информация!!!!

  26. Жу says:

    спасибо. интересно.
    хотя возник вопрос – схема десятая. только пилотный свет. это ж какой мощности?

    • Зависит от мощности конкретного экземпляра/модели. Можно уверенно использовать ля таких целей «Profoto» или «Hyundae Photonix», к примеру. Там около киловатта максимальная яркость пилотного света. Хватит для портретной съемки более чем.

  27. Александра says:

    Огромное спасибо за статью – понятно, доступно, просто. отличная статья, добавила себе в закладки ))). Желаю вдохновения, новых идей и непрекращающегося развития )

  28. Anna says:

    Добрый день!
    Эти схемы для постоянного света или для импульсного тоже подойдут?

    • Анна, эти световые схемы рассчитаны, в первую очередь, на использование импульсного света. Однако, при некоторой поправке на мощность света и степень рассеивания, схемы можно применять и для постоянного света.
      Желаю удачи.

  29. Отличная статья! Завтра второй раз в студию, до этого снимала чисто попробовать и больше наугад. Иллюстрации вообще не заменимы, чтобы можно было оценить конечный эффект. Возьму ссобой как шпаргалку, чтобы избежать паники на тему “с чего начать” :)

  30. Рита says:

    Спасибо вам огромное !!! Очень помогли !!!

  31. интересная статья)

  32. Ира says:

    Большое спасибо за статью!

    А подойдет ли для таких схем Набор света для мини фотостудии Mini Master 2100 (2х110 Дж) ?

    • подойдет, если задачи в основном будут сводиться к съемке лицевых и полу-ростовых портретов. Для полно-ростовых и тем более групповых портретов лучше присмотреться к моноблокам мощнее, хотя бы по 300 Дж.

  33. Sterva Zlobnaya says:

    Вау! Спасибо. Впечатлило. Испытала восторг) Хочется попробовать немедленно)

  34. Николай says:

    Почему-то не загружаются ваши картинки

    • Николай, у нас все работает, иллюстрации отображаются на странице. Возможно, у вас в настройках браузера отключена загрузка изображений. Проверьте.

  35. Tania says:

    большое спасибо за подробную и полезную статью с хорошими примерами.

  36. Очень познавательно, спасибо!
    Для своего блога этот материал можно взять ( с активной обратной ссылкой, естественно и указанием авторства)?

  37. Андрей says:

    Потрясающие результаты с использованием всего двух источников света!

  38. Марика says:

    Надеюсь, Ньютон – это опечатка? Вы же знаете, что он Ньюман на самом деле? Если нет, то как-то сомнительно черпать знания у вас…

    • Дорогая Марика! Спасибо вам за внимание к моим скромным трудам на ниве фотографического мастерства.
      В моем тексте нет опечатки, речь идет о Хельмуте Ньютне, великом мастере двадцатого века, именно он преподнес миру образ женщины в новом и неожиданном амплуа – женщины естественной, не примеряющей маски, гордящейся своей естественной красотой.
      Каждый его снимок – произведение искусства. Мне очень нравятся его работы, его шикарный и изысканный стиль, часто граничащий с минимализмом. Стиль, который выгодно отличает его работы на фоне вала безвкусицы.
      Вот что говорит о Хельмуте Ньютоне Википедия: “В 1961 году Ньютон начинает сотрудничать с французским журналом Vogue и становится одним из самых значимых фотографов, нередко работающим в жанре ню”.
      Так что, Марика, еще раз спасибо, что напомнили нам о человеке, чей вклад в развитие фотографии, как искусства, трудно переоценить.

      Однако, даже если представить такую ситуацию, когда автор сделал опечатку в тексте – должен ли такой поступок ставить под сомнение его компетентность, как преподавателя? Не будет ли это суждение поверхностным?

  39. JackDanielz says:

    Cпасибо огромное

  40. Evgen says:

    Спасибо за полезные советы!

  41. Наталия says:

    Спасибо Вам за Ваш труд!

  42. Фотограф says:

    Спасибо, Юрий. Отличная статья. Хорошо структурированная информация. Очень удобно, что рядом со схемой можно посмотреть результат. Мне представляется хорошей идеей сделать приложение для мобильных устройств с этой информацией. Можно еще добавить набор стандартных поз для моделей.

  43. Марина says:

    Я совсем начинающий
    Хочу снять блестящую ,вязаную ,с дырочками ,тонкую ,легкую,серебряную шаль
    Чтоб она казалось не просто тканью с дырочками,
    а выглядела дорогим аксессуаром к вечернему платью . Так она выглядит в жизни, а у меня получается просто серая , не блестит , никакая
    Смогу ли я, снимая телефоном, и имея только свет из окна?
    Как расположить и как осветить?
    С огромным уважением
    Марина

    • Марина, попробуйте использовать контровой свет, расположив шаль на чёрном фоне. Конечно лучше использовать фотоаппарат для таких целей.

  44. Путешественник says:

    Очень круто. А есть ли у вас мастер классы о том, как фотографировать в путешествиях?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>